Четверг, 18-Апреля-2024, 23:20
Сайт Администрации Кижингинского района
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Категории
Буддизм [1] Шаманизм [0]
Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Религия » Буддизм

Кижингинский дацан

Вековая отсталость, сплошная безграмотность, невежество, бесправие и унижение были уделом бедного скотовода. На территории района не было ни больниц, ни магазинов, ни клубов. Зато действовали два буддийских дацана Кижингинский и Чесанский, где контингент лам и хувараков составлял более 600. Первый стационарный дацан хоринских родов в Кижинге (Кудунский, или Худунский) - тиб. название «Даши Лхумбулинг» - был построен в 1773 г. на южном склоне горы Чилсана. Настоятелем дацана стал тибетец Нансо Лубсан Шираб. В этот дацан доставили первый Юм, привезенный с юга шаманкой Абури. В 1782 г. дацан был заново выстроен вблизи устья речки Мунгут, в районе нынешнего села Кодунский станок. С разрешения Восточно-Сибирского генерал-губернатора Н.Н. Муравьева Худунский дацан был перенесен в низовья речки Заха Шибир, на северной стороне реки Кижинги. Это происходило в 1853-1855 гг. Дацан стал называться Кижингинским.

Кижингинский дацан. Фото из музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Худунский (Кижингинский) дацан. Главный храм (1880 г.) рис. с 1930 гг.

Худунский (Кижингинский) дацан. Главный храм (1880 г.) рис. с 1930 гг.

В 1891 г. было завершено строительство кирпичного корпуса нижнего этажа дацана размером 10 саженей каждая сторона, высотой 4 сажени и 2 деревянных этажа над ним в убывающих размерах. В те годы была открыта школа чойра (факультет «Цаннит»). Вокруг главного Цокчен дугана располагались три двухэтажных дугана и другие культовые сооружения - Майдарын сумэ, мунхэ мани, восемь шодонов-субурганов.

Схема Кижингинского дацана XIX в.

Атаман Семенов при помощи иностранных интервентов летом 1918 года захватил власть в Забайкалье, и начавшаяся гражданская война помешала установлению Советской власти на этой территории.
Атаман Семенов издал приказ о мобилизации бурят в свою армию. Раньше при царе у бурят не было воинской повинности. Часть бурят была переведена в казацкое сословие. Буряты начали избегать воинского призыва. Весной 1919 года противосостояние усилилось. Верующие не хотели отдавать своих сыновей в армию и обратились к Сандан-ламе с просьбой указать, как избежать призыва.
Цэдэнэй Сандан (1851-1922) родился в местности Шана (Нижняя Кижинга). В возрасте 7 лет стал хувараком Кижингинского дацана, учился он очень хорошо, мало общался со сверстниками. Через несколько лет поехал учиться в школу Чойра Гусиноозерского дацана (Хамбын Хуреэн), ныне его называют Тамчинским дацаном. В Чойре Сандан учился отлично, о широте его знаний стало известно ученым ламам данного дацана.
В течение нескольких месяцев выполнение приказа саботировалось, но дальше так жить стало невозможно, Семенов грозился применить силу (карательную), тогда представители верующих передали через Даржа-ламу мандал с письмом Лубсан - Сандану, где просили предсказать, как избежать мобилизации бурят в армию Семенова, при этом не подвергаться репрессиям.
На это что мог он ответить: во-первых, нельзя было прямо отказаться выполнять приказ атамана, памятуя, что у буддистов есть положение «Непротивление злу насилием», во-вторых, не мог также сказать: 
- Отдавайте своих сыновей в ряды армии, когда население Кижинги настроено против этого. Вместо этих двух крайностей он рекомендовал создавать самостоятельное государство, независимое от семеновской власти, чтобы затянуть время, безусловно, зная, что ответственность за такое действие ляжет на него, тем самым он показал свое бодисатское милосердие и сострадание к землякам. Податели мандала, обрадовавшись, стали повсеместно проводить собрания по избранию делегатов учредительного собрания. Оно было проведено в начале мая месяца 1919 года
В 1919 году собрался большой «суглаан» Учредительного собрания. Царем был объявлен Лубсан-Сандан Цыденов, Дхарма Раджа хан, царь трех миров, владыка учения. Наследником – Бадмаев Доржо, которые запретили своим поданным не вступать ни в белую, ни в красную армию. Были избраны главы правительства и министры, кроме обороны.  
Теократическое государство во главе с ширетуем, легендарным Санданом-ламой был создан в трех Кижингинских хошунах-Цаганском, Бодонгутском и Хальбинском.
В середине мая прибыл отряд семеновских казаков и арестовал весь состав правительства во главе с царем, их держали в Верхнеудинской тюрьме, через месяц все были освобождены, но в течение того года атаман успел арестовать их еще дважды и отпускать.

Арестованный в октябре 1920 года властями ДВР, руководимой большевиками, Сандан лама не вернулся. В уголовном деле бывшего КГБ значится, что он умер от плеврита в 1922 г.
Первые крестьянские комитеты здесь появились в середине 20-х годов. А первые коммуны по свидетельству старожилов были созданы в 1929 году. 

 

 

Лубсан-Сандан Цыденов, Дхарма Раджа хан, царь трех миров. Фото из архива Кижингинского дацана.

Категория: Буддизм | Добавил: hezhenge (18-Декабря-2008) | Автор: ИЦ культуры хори-бурят
Просмотров: 6136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 1
1 Baras  
0
Вековая отсталость, сплошная безграмотность, невежество, бесправие и унижение были уделом бедного скотовода.

что за патернационалистский отсталый текст ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Хостинг от uCoz